Главная » Статьи » Cтатьи

Взаимодействие службы охраны труда с профкомом предприятия.

Взаимодействие службы охраны труда с профкомом предприятия.

В соответствии со ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля над соблюдением работодателями (и их представителями) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель (работодатель). Для организации работы по охране труда руководитель создает службу охраны труда.

Работники служб охраны труда (менеджеры, инженеры по охране труда), представляющие интересы работодателя, взаимодействуют с уполномоченными профкомов по охране труда, членами комитетов, комиссий по охране труда по всем вопросам:

  • организации безопасного труда на предприятии;

  • осуществления производственного контроля и промышленной безопасности.

Они осуществляют свою деятельность во взаимодействии:

  • с другими подразделениями организации;

  • с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда трудового коллектива или иными уполномоченными работниками представительных органов;

  • со службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии);

  • с федеральными органами исполнительной власти;

  • с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда;

  • с органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Нормативно-правовые документы профсоюзов и работодателей в сфере охраны труда хорошо корреспондируются и дополняют друг друга.

К основным задачам службы охраны труда необходимо отнести:

  • организацию совместной работы с представителями профкома или трудового коллектива по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

  • контроль над соблюдением работниками локальных нормативно-правовых актов по охране труда, коллективных договоров, соглашений по охране труда предприятий;

  • организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также мероприятий по улучшению условий труда;

  • информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганду вопросов охраны труда.

Взаимодействие «профсоюз — служба охраны труда»

Совместно с профсоюзным активом по охране труда работники службы охраны труда имеют право:

  • в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

  • предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры, инструктаж по охране труда, не использующих в своей работе предоставленные средства индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства в сфере охраны труда;

  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

  • запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства в сфере охраны труда;

  • привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда;

  • представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

Для осуществления контроля соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, профессиональные союзы и их объединения создают правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:


  • контролировать соблюдение работодателями норм и правил по охране труда, законодательства о труде;

  • проводить независимую экспертизу условий труда, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

  • защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;

  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений техники безопасности, санитарной гигиены, промышленной безопасности;

  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства;

  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда;

  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, норм и правил по охране труда.

Профессиональные союзы и их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют:

  • с работниками служб охраны труда;

  • с федеральным органом исполнительной власти;

  • с уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Категория: Cтатьи | Добавил: Ace (14.02.2012)
Просмотров: 5384 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: